Многие преподаватели утверждают, что для развития речи у детей нужно использовать только специальные фонетические коробочки и определённые методики, но, на самом деле, языковые возможности вокруг нас повсюду. Методы Монтессори показывают, что всё в классе может стать знакомым и полезным предметом для развития речи.
Когда речь идет об играх на развитие речевых навыков, чаще всего всплывают в памяти такие детские игры, как «Виселица» или «Ассоциации». Ведь именно через игру дети обучаются лучше и запоминают информацию.
Но стоит лишь включить фантазию, и обычные бытовые предметы станут замечательным инструментом для обучения.
Например, взглянем на обыденный предмет, каким может быть чайник. Неужели можно научить ребенка чему-то новому, используя его? Конечно!
Можно составить рассказ о том, как чайник помогает служить чаепитие, как в нем вода кипит и свистит, как он представляется главным персонажем утреннего чаепития в семье. И вот он уже стал не просто чайником, а героем, о котором можно поведать целую историю.
Более того, необязательно брать только игрушки из специальных коробочек для развития речи. Как показывает опыт, детям гораздо интереснее и запоминается информация лучше, если к обучению добавлены необычные предметы. Например, можно ввести в игру артикли вроде «зелёные растения» или «стеклянный кит» – ведь в игре чем больше неожиданных элементов, тем интереснее и ярче проходит обучение.
А вот чтобы дети лучше воспринимали информацию и быстрее запоминали слова, предметы, с которыми проводятся уроки, должны быть знакомыми и привычными.
Если ребенок уже видел чайник, знает его назначение и использование, то слова, связанные с этим предметом, станут легче усваиваться и восприниматься. Плюс, у детей возникает больше эмоций и интерес к урокам, ведь идентификация с чем-то знакомым всегда добавляет уверенности.
«Момент эврики» – это, наверное, то, к чему все так стремятся в процессе обучения. Придумывать задания так, чтобы каждый ребенок мог найти нужный объект или правильно выполнять задание, а затем ощущать радостное озарение или гордость за успешное выполнение – это цель любого учителя.
Наблюдать, как дети со всей решимостью и радостью спешат к своему «сокровищу» после прочтения слова, действительно очень волнующий момент.
Игры, связанные с чтением, очень полезны не только для старших детей, но и для малышей. Маленькие дети, которые едва начинают формировать свою речь, могут получить хорошие знания и навыки уже на начальном этапе, благодаря играм и урокам, где используются простые и понятные предметы.
Такие игры не только полезны и познавательны, но и очень веселые. Дети активно участвуют в поиске предметов, двигаясь по комнате, одновременно обучаясь и развиваясь.
И, конечно, удовольствие от игры и учебы вместе – это то, что делает процесс обучения настолько интересным и привлекательным для детей.
В итоге, обучение чтению – это не просто изучение слов на бумаге, но возможность увидеть всю окружающую нас среду и предметы в ней с новой стороны. Дети, играя и учась одновременно, открывают для себя мир слов и предметов вокруг себя, и это действительно замечательно.