Занятие по сенсорике: развитие обоняния и вкуса

Материалы для развития обоняния и вкуса детейМонтессори-педагогика с ее методикой сосредоточилась на развитии всех органов чувств у детей, за исключением, пожалуй, обоняния и вкуса. Судя по тому, как подаются эти материалы на ранних этапах развития, можно даже предположить, что Монтессори не очень любила запахи и вкусы.

Но давайте разберемся, почему обоняние и вкус оказались такими отдельными и недооцененными со стороны Монтессори.

Возможно, это потому, что, скажем, сложнее подарить ребенку упражнение на обоняние или вкус, чем на осязание или зрение. Ошибка в упражнениях может привести к весьма неприятным результатам — ведь если упражнение на осязание неправильно преподнесено, то, в худшем случае, ребенок потеряет игрушку или утешительное поглаживание. Но с обонянием и вкусом все гораздо сложнее: что если запах или вкус оказываются неприятными и у ребенка ложится ассоциация родительского картофельного пюре с его зловонными носками — и вдруг он навсегда решает, что картошка это что-то ужасное?

А анекдоты на эту тему на ум приходят вот какие:

— Почему дети, воспитанные по методике Монтессори, не любят новогодние ужины?

— Потому что запах борща им напоминает сенсорный нигилизм.

— Какой самый популярный десерт у детей Монтессори?

— Это, конечно же, воздух.

Потому что он не нарушает сенсорного баланса.

— А может ли детский сад по методике Монтессори запустить собственное производство воздушных шаров вместо традиционного приготовления печенья?

— Только если воздушные шары будут с ароматами классических монтессори-упражнений.

Возвращаясь к серьезной части, но в том же веселом ключе, предлагается дополнительный материал для занятий по методике Монтессори, который можно добавить в ряды уже существующих упражнений на органы обоняния и вкуса:

1. **»Пчелиный рай»**. Создаем коробочки с различными медами разных видов и сортов. Детям предлагается нюхать мед и пытаться угадать его сорт и происхождение.

Также можно дать детям попробовать немного каждого меда — на вкус. Это упражнение не только развивает обоняние и вкус, но и обогащает детскую культуру питания.

2.

**»Ароматные спа-процедуры»**. Предлагаем детям смешивать натуральные ароматические масла (лаванда, мята, лимон и т. д.) с водой и делать себе ароматные спреи для комнаты.

После этого дети могут оценивать ароматы и обсуждать, какой аромат им нравится больше всего и почему. А для закрепления — можно провести урок ароматерапии с небольшим медитативным отдыхом под аромат лаванды.

3. **»Все нюхают»**.

Игра в запахи — детям предлагается закрытыми глазами приступить к угадыванию запахов различных предметов. Например, кусочка мыла, апельсина, лимона, розы, кофе. Это упражнение поможет развить способность детей к внимательному и точному различению между запахами.

Все эти упражнения хорошо сочетаются с основными принципами Монтессори — дети сами участвуют в процессе, развивают навыки самостоятельности и сосредоточенности. И, конечно, не стоит забывать про то, что увлекательные и интересные занятия всегда остаются в участи детей долгое время и нередко становятся их любимыми воспоминаниями о детстве.