Страх неудачи у ребёнка: советы психолога

Как преодолеть страх неудачи у ребёнкаТак, давай разберемся с этими Монтессори и страстями в мелкой моторике у детей. Сразу видно, что Монтессори — это не про меня, я в детстве, наверное, просто коптил под окнами своих родителей, а не играл во всякие разноцветные вещи. Вот и умственный труд у меня в детстве вызывал те же страхи и агрессию, что и у этого пятилетнего ребенка.

Вот, скажем, задачи по математике — никак не ложились у меня в голове, а вот пытаться научиться кататься на роликах или велосипеде — это была жизнь!

Ну, а что делать, если у сына поход на двухколесном велосипеде заменяет все виды умственной деятельности? Может быть, ему нужно делать математику на велосипеде?

Вот таким образом: «Сынок, ты давай реши эту задачку, а потом проехать по аллее без остановки». Может, так будет действеннее, чем заставлять его нанизывать бусы на толстую нить. Пусть лучше фантазия поработает, а не руки!

Или вот еще одна идея. Может, ребенок просто не хочет быть профессором, мастером или ученым?

Может, для него вообще более важным является катание на велосипеде, встреча с друзьями или просто рисование? Ведь у каждого человека свои таланты, а заставлять его заниматься тем, что не нравится, может только усугубить проблему.

А вот анекдот на эту тему:

— Мама, я не хочу на занятия по Монтессори, я хочу пойти в футбольную школу!
— Сынок, но ведь Монтессори разовьет тебя как личность, научит тебя многому!
— Да, все понятно, мама. Я просто боюсь, что если я начну нанизывать бусы, то потом забуду, как забивать голы!

Да и вообще, давайте будем честными. Не у всех детей получается с первого раза все делать идеально.

Иногда неудачи нужны, чтобы понять, как делать все правильно. Ну, или просто понять, что в этом конкретном вопросе ты не такой уж и неуязвимый эксперт.

А что делать, если дочь или сын психует от неудач? Придумывать интересные и веселые способы решения проблемы.

Например, вместо нанизывания бусин можно предложить игру «Кто быстрее насчитает до 100, тот получает мороженое». Или научить ребенка, что после неудачи можно встать, попылать плечами и сказать: «Ну и ладно, не получилось, попробую еще раз!».

А вот еще один анекдот по теме:

— Мама, я не могу решить эту задачку!
— Сынок, давай так: если ты решишь эту задачу, то я куплю тебе велосипед!
— Ой, мамочка, а ты мне просто не могла сказать, что хочешь, чтобы я выучил математику!

Как сказала бы мудрая Анна Федосова, не стоит заставлять детей быть какими-то стандартными «нормализованными» умниками.

Дети — это целые миры, каждый со своими интересами, талантами и недостатками. Пусть учатся, развиваются и делают ошибки, это ведь так важно для их роста и самоопределения.

Ну а если вдруг все-таки ситуация с психованием от неудач выходит из-под контроля (например, ребенок начинает бросаться бусинами на потолок), то здесь уже, наверное, и психологу не помешает обратиться. Но в остальном, давайте просто помнить, что каждый ребенок — это отдельная и уникальная личность, и нам, взрослым, нужно прежде всего уметь слушать и понимать их, а уже потом помогать им развиваться.