Надо отметить, что воспитание детей — это настоящее искусство. Родителям часто приходится балансировать между тем, чтобы подавлять деструктивное поведение детей и одновременно поощрять творческое мышление и инициативу.
Помню, как один бабушкин приятель пытался воспитать своих детей-близнецов. Он был сторонником строгих запретов и часто говорил им «нельзя».
Однажды дети услышали, как мама говорила отцу, что хочет казан для жаркого. На следующий день мальчики стояли вдвоем с казаном на плечах и сказали: «Мамочка, мы выполнили вашу просьбу и принесли вам казан. Только мы не знаем, что делать дальше». Хорошо, что мама смогла разъяснить, что она имела в виду круглую посуду для жарки мяса.
Слово «нельзя» действительно не всегда помогает понять, что конкретно запрещено.
Важно объяснять детям, почему это не желательно, и предлагать варианты действий. Например, ребенок нарисовал карандашом на обоях, и родители строго сказали ему: «Нельзя!» В следующий раз, когда они увидели малыша с красной помадой, раскрашивающего стену, они сперва рассказали, почему это делать нельзя, и потом дали ему лист бумаги, чтобы рисовать только там.
Еще прием, который помогает в воспитании детей, это создание ритуалов.
Когда мама каждый вечер одевает ребенка в пижаму и читает ему сказку, это становится частью его режима, и ребенок уже знает, что когда начинается эта процедура, значит пора готовиться ко сну. Таким образом, ребенок учится сам оценивать, что и когда необходимо делать, и принимать правильные решения.
Есть анекдот на тему воспитания детей.
Мама говорит сыну: «Нельзя бегать по лужам, там могут быть грязные лужи». Через минуту она слышит, что сын шлепает по лужам еще громче. Мать спрашивает: «Почему ты поступил наперекор моему запрету?» Сын отвечает: «Ты же говорила, что в лужах может быть что угодно.
Я решил, проверить».
И еще важный аспект в воспитании — это последовательность. Дети очень чувствуют, когда правила меняются в зависимости от настроения родителей, и это вызывает у них недоверие и конфуз. Например, если мама постоянно меняет правила того, сколько можно есть сладостей, и то одобряет, то ругает за это, ребенок не сможет понять, как правильно вести себя и будет испытывать стресс.
В результате важно помнить, что воспитание – это взаимный процесс, который базируется на доверии и взаимопонимании между родителями и детьми. Нужно общаться с детьми на их уровне, слушать их мнение, объяснять важность некоторых правил и давать им выбор в пределах разумного.
Тогда ваши дети смогут лучше понимать, почему определенное поведение не желательно, и сами станут учиться принимать правильные решения.