Эксперименты в Монтессори-среде — это прекрасный способ не только познакомить детей с наукой, но и развить их логическое мышление и умение делать выводы. Дети, участвуя в проведении опытов, не только учатся, но и получают огромное удовольствие от процесса. Но, конечно, иногда дети могут интерпретировать эти опыты по-своему.
Например, опыт с магнитом о том, что магнит притягивает металл, может привести к забавному рассуждению детей.
Один малыш может задать вопрос: «А если магнит притягивает металл, то почему он не притягивает мамину колец?» И ведь действительно, а что, если в магните на самом деле спрятана магическая способность отличать металлические предметы родителей от обычных?
А вот опыт с тонущими и плавающими предметами может вызвать забавный спор у детей. «Почему ложка тонет, а коробка не утопает?» — задаёт вопрос один ребенок. «Потому что коробка тяжелее!», — возражает другой. Ведь в мире детской логики все предметы могут иметь свои собственные правила поведения, а тяжелые коробки как раз могут быть отличными пловцами.
А вот эксперимент с цветным сельдереем для малышей может привести к безудержному восторгу.
Ведь кто сказал, что растения не умеют пить краску? Некоторые дети могут предложить сделать сельдерею радужной, добавив красителей разных цветов и следя за ходом эксперимента с воодушевлением маленьких художников.
А вот дети постарше, участвуя в опыте со смешиванием красок, могут начать метаться от стаканчика к стаканчику, создавая все новые и новые оттенки.
«А если добавить еще краски, получится тигровый цвет!» — восклицает один ребенок, увлеченно мешая жидкости. Ведь в мире красок иногда лучше не останавливаться на одном оттенке, а наслаждаться разнообразием цветов.
А что, если провести опыт с огнеупорным шариком не с шариком, а с другими игрушками? Например, ведущим другую игру, дети могут попробовать «огнеупорный» пластмассовый автомобиль или пушистую игрушечную собачку.
Или, наоборот, предложить детям провести опыт с резиновой уткой, которая не лопнет, но на всякий случай все равно заплакает.
А опыт с определением горящих материалов может вызвать разные реакции у детей. Один ребенок может подумать, что если бумага горит, то значит, она слишком грустная и ей нужно поддержать, а ватный шарик не горит, потому что он слишком счастлив. Ведь у малышей мир восприятия может быть гораздо ярче и фантастичнее, чем у взрослых.
Таким образом, проведение экспериментов в стиле Монтессори — это не только увлекательное и познавательное занятие, но и прекрасный способ посмотреть на наукучерез глаза детей, увидеть их нестандартное мышление и фантазию.
А в конечном итоге, как говорится, «Истина где-то рядом», и порой это где-то — в веселых и увлекательных мирах детских воображений.