Мифы вокруг жизни и педагогики Марии Монтессори, как и вокруг любой другой знаменитой личности, порой принимают смешные формы, их как будто специально выдумывают для удовольствия публики. Давайте разберем каждый миф и добавим к каждому анекдот или юмористический пример.
Миф №1: Монтессори бросила своего ребёнка, чтобы заниматься с чужими детьми
Этот миф действительно звучит как из какого-то греческого мифа, где отец-бог сбрасывает своего сына-героя с Олимпа.
Но мысль о том, что Монтессори бросила своего сына, чтобы заниматься с чужими детьми, вызывает улыбку. Может быть, это был первый шаг к созданию Монтессори-школ?
«Так, сынок, мама сейчас разработает метод обучения, а пока ты играй с гувернёрами».
Анекдот: Маленький Марк пришел домой из детского сада и спрашивает у мамы: «Мама, а почему Лиза ходит в Монтессори-школу, а я нет?» Мама отвечает: «Потому что Марк, Монтессори-школа для тебя выросла после того, как ты помог мне собрать игрушки по всей комнате».
Миф №2: Монтессори придумала свою теорию для умственно-отсталых детей и потом распространила свои открытия на обычных детей
Тут можно представить себе сцену, как Монтессори работает с умственно-отсталым ребенком, а потом вдруг вспоминает, что у них дома вообще-то нет нормальных детей. «Ой, а как же я забыла? Мне же надо было придумать метод и для остальных!».
Анекдот: Воспитательница в детском саду говорит родителям: «Ваш ребенок такой умный, что мы уже не знаем, что с ним делать!».
Родители в один голос: «Ну так занесите его в Монтессори-школу, пусть там учатся отсталые!».
Миф №3: педагогика Монтессори придумана сто лет назад и давно устарела
А это вообще классика. Да, конечно, все, что старше сорока лет, должно идти на свалку истории, в том числе и педагогика Монтессори, почему бы и нет.
Мы же сидим на ракете Илона Маска и общаемся через голограммы, а методы Монтессори — это ведь просто архаика.
Анекдот: Учительница демонстрирует новейший учебник по Монтессори. Ребенок смотрит на книгу с недоумением и спрашивает: «Это что, еще одна плитка из каменного века, которую надо долбить деревянной палочкой?».
Миф №4: Монтессори — это где всё разрешено/всё запрещено
Действительно, когда говорят о Монтессори, создается впечатление, что там детям разрешено все или же, наоборот, все запрещено. «Дети, вы все умные и свободные, но только в этой рамке и только в эти часы».
Контраст этих высказываний порой кажется смешным.
Анекдот: Дети из Монтессори-школы приходят в обычную школу. Учитель спрашивает: «Какие вы у нас бываете злые и непослушные». Дети в ответ: «Мы просто путаемсЯ: где в Монтессори все разрешено, а где уже нельзя».
Миф №5: дети в Монтессори-классе работают каждый сам по себе, поэтому они не научатся совместной работе
Этот миф звучит как: «Да, там у них своя атмосфера: каждый своим делом занят, как в муравейнике.
Никакой командной работы!». Ведь важно, чтобы дети были не только индивидуально развиты, но и умели работать в коллективе.
Анекдот: Дети из Монтессори-школы готовят проект по географии. Каждый работает над своей частью, и когда пришло время объединить всю работу, они выложили карту мира, где каждый остров в ключевых точках был заселен крошечными фигурками.
Миф №6: детям после Монтессори-класса тяжело в обычной школе, а учителя отзываются о них, как о непослушных
«Эти Монтессори-дети! У нас тут лишних мозгов не принимают!» — такое мнение иногда слышно о детях, прошедших обучение по методике Монтессори.
Как будто они приходят в обычную школу и все портят своим умом и оригинальностью.
Анекдот: Дети из Монтессори-школы пришли в обычную школу. Учительница говорит: «Дети, у нас тут строго, у нас есть правила». Дети в ответ: «У нас в Монтессори правила только на марках игрушек».
Миф №7: можно добавить «немного Монтессори», так что получатся развивающие занятия с «элементами Монтессори» или игрушки и игры, которые именуются кем-то «занятиями по Монтессори»
И вот мы уже дошли до такого вот мифа, когда всякие занятия становятся «по Монтессори», а вот «просто Монтессори» — это уже что-то непонятное.
«Это не просто игрушка, это игрушка по Монтессори!».
Анекдот: Родители рассматривают игрушку в магазине. «Она нам нужна, она же по Монтессори!» — говорят они друг другу. Продавец за спиной бросает: «Ага, точно, это не просто игрушка, это уже элемент педагогического процесса!».
Разбирая эти мифы и рассматривая их с юмором, мы видим, что вокруг Монтессори и ее методики действительно возникает множество забавных идей и легенд.
Важно отделять правду от вымысла и помнить, что подход Монтессори предназначен для развития индивидуальности каждого ребенка и формирования его творческого мышления.