Как совместить дисциплину и право выбора ребёнка

Свобода и дисциплина: нужны ли детям границыТекст предлагает нам взглянуть на воспитание и образование детей через призму понятий «свобода» и «дисциплина». И в самом деле, на первый взгляд, эти два понятия кажутся противоположными и трудно сочетаемыми, особенно в контексте работы с детьми.

Есть классический анекдот на эту тему. Учительница спрашивает ученика:

— За что ты получил двойку по дисциплине?
— За свободу слова, учительница.
— Но, сынок, за свободу слова не ставят двоек, это же правило!
— Ну так и я об этом.

Нельзя же давать двойки за правила!

Шутка, конечно, шутка, но в ней есть доля правды. Часто родители и педагоги сталкиваются с дилеммой: как выстроить правильное воспитание, сочетая воспитание дисциплины и дать ребенку свободу самовыражения.

Если посмотреть на жизнь с точки зрения Монтессори, то становится ясно, что свобода и дисциплина могут быть друзьями, а не врагами.

Давайте вспомним еще один анекдот на эту тему:

Мама спрашивает у сына:
— Сынок, почему ты такой беспорядочный?
— Мама, я просто пытаюсь найти свой порядок!

Дети действительно стремятся к самовыражению и поиску своего пути. Иногда это может выглядеть как беспорядок, но, возможно, это только попытка найти себя.

Монтессори в этом плане предлагает щедрую дозу свободы, чтобы ребенок смог раскрыть свой потенциал, но при этом через эту свободу ребенок находит гармонию и дисциплину.

Вернемся к нашим овцам, точнее, к детям. Действительно, можно ли научить ребенка дисциплине через свободу?

Мария Монтессори утверждает, что это возможно. Предоставляя ребенку свободу движения, мы даем ему возможность учиться контролировать себя и действовать ответственно. В конечном итоге, дисциплина приходит не из внешних указаний и наставлений, а изнутри, когда ребенок осознает правила и границы своего поведения.

Вспоминается еще одна шутка.

Учитель в Монтессори-школе спрашивает детей, как им кажется, чем отличается свободный человек от невольника. Один мальчик отвечает: «Ну это же очевидно, вольный человек может делать все, что угодно, а невольник — все, что ему скажут». Учитель довольно улыбается и добавляет: «Вот именно, вольный человек ведет себя ответственно и дисциплинированно, даже когда нет никого, кто ему что-то приказывает».

И вот в чем сила метода Монтессори.

Предоставив ребенку свободу и возможность самостоятельно принимать решения, мы помогаем ему стать сознательным и ответственным человеком. Да, это требует времени и терпения.

Но в конечном итоге, это позволяет детям развиваться гармонично и найти в себе силы контролировать свое поведение и мысли.

Так что, пожалуй, стоит попробовать посмотреть на воспитание через призму свободы и дисциплины с юмором и пониманием, как в шутках выше. Ведь только так, сочетая легкость и серьезность, мы сможем научить детей радоваться жизни и быть уверенными в себе.