Как избежать потери мотивации познания мира у ребенка?

Как отбить у своего ребёнка желание действоватьКонечно, поддерживать и помогать малышу в его стремлении и исследованиях очень важно. Ведь каждый этап развития ребенка – это целое приключение и путь к новым навыкам.

Помните, как маленький ребенок впервые пытается встать на ножки и начинает делать это, упираясь в табуретку или ваши ноги, а после уверенного подъема медленно начинает идти, удивляясь собственным силам? Это как маленькое чудо: неуклюжий зайчонок вдруг становится мастером балета. И даже если это процесс не всегда гладкий и порой на пути встают преграды, все равно прикольно видеть, как малыш развивается и становится все лучше.

А как думаете, что будет, если вдруг начать помогать малышу слишком активно? Вспомним анекдот про маму, которая так сильно захотела помочь ребенку научиться ходить, что взяла его за одну ручку и побежала вперед.

Так малыш никогда не научился ходить и проводил все свое время, придерживаясь к маминой ноге, как щенок. Или вот еще один случай: мама, смотря на малыша, который пытается самостоятельно налить из кружки с водой в стаканчик, принимает это за малоэффективный процесс и решает помочь, выливая всю воду прямо в стакан – «Так будет быстрее, дорогой!» Ну что можно сказать, ребенок точно не научится наливать жидкость самостоятельно, но может овладеет переливанием из стакана в бутылку.

И все-таки, в старых временах было больше свободы и самостоятельности у детей. Вспомните, как наши бабушки и дедушки без проблем развлекались на природе, строили из палок и камней домики, ловили рыбу в ручье, и никто им не говорил, что это опасно или не эффективно. А сейчас такое представить сложно – взять ребенка и отпустить его на улицу играть без постоянного контроля и участия во взрослых.

«Ой, не упади!», «Осторожнее, там качели!», «Не трогай это, грязно!» – вот что теперь слышно чаще всего. Может быть, нам стоит немного поучиться у предков и дать детям больше возможностей для самостоятельных открытий и интересных исследований.

Вспомните, как дети раньше играли в песочнице или на детской площадке.

Они сами придумывали различные игры, строили замки из песка, придумывали новые правила для мяча, и никому не приходило в голову вмешиваться в этот процесс. А сейчас каждое действие ребенка контролируется и направляется взрослыми. «Не надо так, возьми игрушку правильной рукой», «Опасно лезть на дерево, спустись сейчас же», «Почему ты достаешь эти вещи, лучше возьми пазл и собери».

Развивающие игрушки, методики обучения, занятия с репетиторами – все хорошо, но порой стоит просто дать ребенку возможность самому исследовать и экспериментировать. Ведь именно так формируется самостоятельность, логическое мышление и креативность.

И вот, допустим, ваш малыш в очередной раз пытается дотянуться до интересной игрушки, которая оказалась слегка за пределами его зоны досягаемости. Он тянется, прыгает, всячески старается, а вы в это время наблюдаете со стороны, готовые в любой момент вмешаться и помочь.

Но, попробуйте почувствовать момент, когда ваш малыш наконец-то сделает это – дотянется и захватит игрушку своими маленькими ручками. В этот момент в его глазах загорится радость и удовлетворение, он почувствует себя настоящим победителем, который справился со сложной задачей. А если бы вмешались вы и все сделали бы за него, этого момента радости и достижения не случилось бы.

Так что давайте доверим детям больше самостоятельности и возможностей для исследований. Пусть они сами открывают мир, делают ошибки, учатся на них и приходят к правильным выводам.

Помогать и поддерживать, конечно, нужно, но не переусердствуйте – дайте малышу возможность самому вырастить свои крылья и полететь выше, чем когда-либо.