«Свободное обучение» в Монтессори

Свобода в Монтессори-группе для детей 3-6 летПедагогика Монтессори – это такой подход к обучению, когда детям предоставляется свобода выбора материала, времени работы, места для занятий, партнёра или партнёров, а также общения с учителем и другими детьми. На первый взгляд, это звучит как рай для детей – никаких ограничений, только свобода и воля. Но как показывает практика, свобода выбора в Монтессори не означает «делай, что хочешь», а предполагает ответственность и уважение к окружающим.

Например, вот вам анекдот, который отражает ситуацию, когда свобода выбора не всегда приводит к хорошим результатам:

— Почему ты разлил весь сок по столу?

Тебе же можно было выбрать стакан для сока!
— Ну а вдруг я хотел пить сока со стола?

Шутки шутками, но действительно, свобода выбора материала в Монтессори детям даётся с большой долей ответственности. Если ребёнок работает с материалом, который ему был предложен, но не следует инструкциям или не убирает его после завершения работы, это может привести к недоразумениям. Поэтому важно, чтобы воспитатель уделял внимание усвоению ребёнком правил работы с материалом и привлекал к уборке помещения после окончания занятий.

Про свободу выбора времени и продолжительности работы тоже можно рассказать шутку:

— Мама, а я домашнее задание завтра сделаю.
— Но ведь сегодня среда, дедлайн в четверг!
— Ну я же выбирал, когда делать!

Дети в Монтессори действительно могут выбирать, когда и сколько работать, но важно учитывать, что это не должно нарушать общее расписание группы. Конечно, важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, но при этом не допускать всеобщего хаоса.

Что касается выбора места для работы, то это иногда может приводить к смешным ситуациям.

Например, если один ребёнок любит работать на полу, а другой строго придерживается правила «здесь работаем за столом», то это может вызвать недопонимание. Важно научить детей уважать привычки и предпочтения друг друга, даже если они различны.

А вот про свободу выбора партнёра или партнёров можно вспомнить такую ситуацию: два друга решили поработать вдвоем, но в процессе работы выяснили, что их методы очень различны. И что делать в такой ситуации?

Смело идти каждому своим путем и уважать особенности друг друга – это, пожалуй, и есть один из ключевых навыков, которые дети приобретают в процессе совместной работы в Монтессори.

И конечно, не стоит забывать про свободу общения с учителем и другими детьми. Помню, как в детстве у меня были любимые учителя, с которыми я всегда мог обсудить что угодно – от учебных вопросов до личных забот.

Важно, чтобы взрослые были доступны для детей, чтобы те могли делиться с ними своими радостями и печалями.

Таким образом, педагогика Монтессори действительно предоставляет детям широкие возможности выбора и саморазвития, но при этом важно помнить, что эта свобода должна сопровождаться уважением к окружающим и ответственным отношением к результатам своей деятельности.