Монтессори – наверное, самая загадочная и мистическая система воспитания и обучения. Некоторые родители смотрят на неё, как на что-то неведомое, аномальное, да и сами принципы Монтессори кажутся им нечто затуманным и загадочным.
Ну что за чудеса – дети сами выбирают, с чем и как им играть! Да еще и «не обижаем товарищей»! Как так?! Но давайте разберемся подробнее.
Правило первое – уважать других.
Какая благородная и важная цель! Не обижать, не кусаться, не толкаться – вот оно, счастье и гармония в детском саду! Иногда, действительно, дети оказываются настоящими философами: когда видят, как Андрей кричит на Дашу, они подходят и говорят: «Не стоит, Андрей, мы же не кричим!», и вдруг все становится спокойно и размеренно. Ну а если не помогает слово, так ведь еще есть «утешительное» кресло, на которое устраивают ребенка, чтоб он «понаблюдал за работой других детей».
Но ведь это как в фильме – «смотри, что будет, если ты останешься в стороне!».
Правило второе – не мешать другим. Вот эти, видите ли, самоустранились, не мешают, воспитанно и тихо занимаются своими делами. «Ах, как все благородно и гармонично!» – думают родители.
Но важно помнить, что иногда жадно привязанный к игрушке младший товарищ может вырвать ее из рук старшего, несмотря на все «раскрасненькие слова» об уважении. И тут-то и начинается настоящее испытание для всех педагогов и воспитателей: как уладить этот «игрушечный конфликт» в мир и гармонию?
Правило третье – бережное отношение к окружающей среде. О-о-о, а тут-то уж точно предстоит настоящее колдовство!
«Материалы мы берем, поиграем – уберем». Дети, по всей видимости, в Монтессори-группах по утрам не падают в истерику, когда им приходится делать уборку своих игрушек. Возможно, в прохладном утреннем свете стоит каждую игрушку сложить аккуратно на место, не забывая при этом улыбаться и радоваться каждому новому упорядоченному месту. Но, как мы знаем, в реальной жизни это может быть несколько сложнее.
Ведь ребенок, как правило, после занятий готов бросить все и пуститься в игру! А тут ему еще и уборку предложат, да не просто уборку – бережное и внимательное отношение к каждому предмету.
Но несмотря на иллюзии благоденствия и спокойствия, в Монтессори-группах тоже бывает не так, как хотелось бы. Дети – они, конечно, замечательные создания, полные жизни, радости и безграничной энергии.
Иногда они могут принести в группу нечто такое, что окажется настоящим вызовом для воспитателей и родителей. Но, вероятно, именно в этом и есть весь смысл – в том, чтобы самим почувствовать всю ту сладость терпения, внимательности и любви, которую приносит с собой Монтессори.
И вот ребенок, вроде бы, сидит и играет с материалом, как-то слишком увлеченно вкладывая квадрат в круглое отверстие, и воспитатель бесшумно и безмятежно подходит к нему, сажает на «заколоченное» кресло и говорит: «Ты видишь, как мы вкладываем квадрат в круглое отверстие? Может, тебе будет интереснее поработать самому?».
И ребенок благодарно улыбается, встает, берет круг, и все вновь становится мирно и радостно.
Так что, друзья мои, Монтессори – это не столько строгие правила и уставы, сколько искусство нежности и внимания, которое так близко к сердцу каждого воспитателя. Ведь дни, проведенные с детьми, – это настоящее приключение, и порой приходится выкручиваться, удивляться и изобретать что-то новое каждый день. Так что давайте жить и радоваться, ведь дети – это настоящее волшебство, и в каждом из них живет маленький волшебник!