Обзор доказательной базы Монтессори

Монтессори-образование: обзор исследований эффективности методаМонтессори-метод – это не просто способ обучения, это целая идеология, которая, по мнению многих исследователей, действительно может дать детям значительные преимущества в обучении и развитии. Однако проведение качественных исследований по этому методу сталкивается с немалыми сложностями. Во-первых, далеко не все учреждения, претендующие на статус монтессори-школы, действительно следуют принципам этого метода.

Это может искажать результаты исследований, поскольку даже небольшие отклонения от методики Монтессори могут значительно повлиять на обучение и развитие детей.

Давайте коснёмся этой проблемы с помощью анекдота.

Идёт медведь по лесу и видит машины, разгружающие ящики с мёдом. Медведь облизывается и говорит оператору деревни:
— Ваш метод разгрузки мёда медвежий неправильный!

Я бы по-другому сделал!
— Мы не обязаны следовать вашим методикам, медведь, – отвечает оператор.
— Ну и правильно, – говорит медведь и идёт грызть сосульки.

Точно так же и результаты исследований по Монтессори-методу могут быть искажены, если учреждение не следует методике.

Во-вторых, проведение рандомизированных контролируемых испытаний также проблематично из-за того, что в школах по методу Монтессори обычно занимаются дети из обеспеченных семей. Взрослые в таких семьях, как правило, имеют хорошее образование, что тоже может исказить результаты исследований, делая их неприменимыми к общей аудитории.

Но несмотря на все трудности, исследователи по Монтессори-методу пришли к ряду важных выводов.

Одним из них является то, что при полном соблюдении методики Монтессори у детей заметны явные положительные изменения. Дети, обучающиеся по методу Монтессори, продемонстрировали на уровне когнитивных, академических, социальных и поведенческих показателей результаты, равные или превосходящие результаты детей, учащихся в обычных школах.

Например, уровень развития социальных и академических навыков у таких детей оказался значительно выше.

Чтобы проиллюстрировать важность полного следования принципам Монтессори, вспомним ещё один анекдот:

Идут паровоз, трактор и Монтессори-учительница по лесу. Вдруг видят волка. Паровоз гудит, трактор пыхтит, а Монтессори-учительница говорит:
— Дети, давайте наблюдать за поведением волка в естественной среде и делать выводы.

Так и дети в Монтессори-школах должны находиться в естественной образовательной среде, полностью соответствующей методике Монтессори, чтобы получить максимальную пользу.

Ещё одним выводом исследователей стало то, что материалы и занятия по Монтессори-методу полезны не только детям в специализированных школах, но и в обычных детских садах и школах.

Например, исследование, в рамках которого более 50 упражнений практической жизни были включены в программу обычных детских садов, продемонстрировало, что такой подход действительно способствует развитию мелкой моторики у детей. Такие методы увлекательны и интересны для детей, что, в свою очередь, способствует более успешному обучению.

И не могу не вспомнить ещё один анекдот на тему использования учебных материалов Монтессори:

Приходит учительница в класс Монтессори и видит, как дети играют кубиками.
— Дети, а что вы учитесь?
— Мы складываем схему построения планетариев, учительница!
— Ого, даже кубики — это для вас наука!

Таким образом, материалы и методы обучения Монтессори действительно могут эффективно помогать детям как в специализированных школах, так и в обычных учебных заведениях.

Также, исследователи подчеркивают, что Монтессори-дети обычно более мотивированы в учёбе, что также важно для успешного обучения. Это частично связано с тем, что дети в Монтессори-школах имеют больше свободы выбора и самоорганизации, что влияет на их внутреннюю мотивацию. Поэтому важно сохранить эти принципы при обучении детей в рамках Монтессори-метода.

Интересно, что дети в Монтессори-классах воспринимают физический мир и класс как пространство для деятельности.

Исследования показали, что такие дети более свободно и творчески подходят к выполнению заданий, например, в рисунках или в описании предметов. Это говорит о том, что Монтессори-метод действительно помогает развивать у детей творческое мышление и восприятие мира в целом.

И так, несмотря на трудности с проведением исследований, методика Монтессори доказывает свою эффективность и полезность в образовании детей. Важно сохранить и дальше исследовать этот метод, адаптируя его к современным условиям, чтобы дать детям максимальные возможности для развития и обучения.