Система Монтессори действительно уникальна во многих аспектах, включая организацию приёма пищи. Концепции самообслуживания и самостоятельности, которые лежат в основе методики, прекрасно отражаются и в процессе питания детей. Наверное, это один из немногих случаев, когда даже обед становится частью образовательного процесса!
Представим ситуацию в обычном детском саду, где воспитатели борются с маленькими монстрами, которые отказываются есть брокколи, пытаются запихнуть всю свою порцию в рот одним куском и в итоге либо голодные, либо переедают из-за желания угодить взрослым.
А теперь представим себе Монтессори-столовую, где малыши спокойно и решительно сервируют свои тарелки, решая, сколько именно им нужно сегодня съесть. Кажется, это как будто бы «МастерШеф: Детская Версия», где каждый ребенок сам для себя шеф-повар, выбирающий своё меню.
Один из ключевых аспектов этой системы в плане питания — это развитие сенсорики.
И это довольно смешно, если подумать, что вот ты, маленький человечек, учишься воспринимать сигналы своего желудка, как если бы это был какой-то высший интеллектуальный эксперимент. Вместо того, чтобы просто съесть свой обед, дети тут сразу же погружаются в мир самопознания и самоконтроля.
Да, это как в том анекдоте, где маленький мальчик спрашивает у мамы: «Мама, почему мы едим?». «Чтобы жить», — отвечает мама. «А зачем жить?», — не останавливается мальчик.
Так и дети в Монтессори, переживающие все философские вопросы, пока пытаются понять, почему им нужно есть и сколько именно.
И вот тут начинается настоящее приключение. Ребенок выбирает свои блюда, определяет порции, чувствует границы между голодом и насыщением. Это, конечно, весело и забавно, наблюдать, как малыши делают свои первые шаги к самостоятельности, но в то же время это и ответственность.
Ведь на плечи ребенка внезапно возложена задача принимать решения, которые касаются его собственного здоровья и благополучия. Это, как если бы мы дали пятилетнему ребенку ключи от машины и пожелали удачи.
Может быть, в следующий раз, когда у нас будет возможность попробовать новый ресторан или приготовить что-то новое дома, мы сможем вспомнить о том, как маленькие дети в Монтессори учатся быть ответственными за свои собственные решения даже за обеденным столом.
Да и вообще, вся эта история с питанием в Монтессори какая-то метафорическая, как будто бы каждый прием пищи — это настоящее искусство самопознания. Возможно, стоит иногда задуматься не только о том, что и как мы едим, но и о том, почему мы едим и как это отражает наши внутренние процессы.