Нормализация: условия нормального развития ребенка

Что значит «нормализованный ребёнок»Монтессори-педагогика — это, конечно, замечательная штука, особенно для тех, кто верит в концепцию нормализации детей. Но, давайте посмотрим на это с другой стороны, с хорошим юмором и сарказмом.

Итак, Монтессори считала, что детская психика нормализуется постепенно, подобно кристаллам соли на нитке. Но если подумать, то у детей часто бывает так, что кристаллы на нитке заменяются конфетти, разлетающимся во все стороны при малейшем движении сосуда.

И вот родители стараются наладить спокойствие, но вместо этого получают фейерверк непослушания и капризов.

Монтессори говорила о трех типах детей: плохие, хорошие и с выдающимися качествами. Но, ведь не все так просто!

Если взять, к примеру, Семенушку из садика, который выделялся не столько выдающимися качествами, сколько особым талантом пугать всех воспитателей подушкой на свидании. Или Машеньку, у которой в пример можно было ставить лишь любовь к песочнице, где она разводила модный сезон коврового бархата.

Одно из ключевых условий нормализации — полноценное питание.

Но ведь бывает, что дети, как на поле боя, сражаются с брокколи и печеньем, пряча под обеденным столом запасы гренок. И как тут нормализоваться, когда в мозгах работает только одна мысль: «Как бы незаметно выплюнуть этот ужасный цветной компот?»

Свобода самовыражения и исследования — второе важное условие.

А вот если представить, что ребенок начинает свои исследования с того, чтобы разобрать на запчасти любимую игрушку-машинку, папины часы или телефон, то есть сомнения в том, что у взрослых будут проблемы с нормализацией. Ведь молча смотреть, как телевизор падает с балкона, — это уже за пределами нормализации!

Устранение всех препятствий — третий важный пункт. Но как устранить препятствия, когда твой сын подключает к телевизору скутер? Или когда дочка решает найти ответ на вопрос о том, как внутри устроен телефон, в результате чего он превращается в кучу микросхем и проводов.

Вот так, Монтессори давала родителям инструменты для нормализации своих детей, но в реальной жизни дети невозможно предсказуемы, как погода весной.

Так что лучше иногда принимать их их такими, какие они есть, и уметь находить в их странностях что-то прекрасное и веселое.