Думаю, маленькие дети и время — это как вода и огонь. Они живут в своем мире, где понятия «через час» или «на следующей неделе» пока что для них абсолютно абстрактные. Иногда мне кажется, что дети воспринимают время как готовку макарон: они просто не понимают, зачем вода кипит, потому что макароны уже высыпаны в кастрюлю.
И дело не только в том, что они не понимают, сколько времени занимает то или иное дело, а еще и в том, что у них своя, так сказать, своеобразная система оценки времени.
Недавно моя двухлетняя племянница решила, что она уже большая девочка и умеет сама все делать. Она сама хотела одеться, сама хотела собрать сумку, сама хотела пойти пешком в детский сад. И вот она, бодрая и самоуверенная, стояла перед дверью сумки и пыталась ее закрыть. Я терпеливо ждала, понимая, что в детском понимании времени это «на самом деле было пять минут», а я уже все проспала.
Однажды мой маленький племянник решил, что соседская кошка — это его личная собственность.
Он принялся строить планы, как будет кормить, гулять и играть со своей кошкой. В итоге, бедный кот, который вообще не понимал, что его выбрали в качестве домашнего животного, провел у моего племянника целый вымышленный день, когда его приглашали на чай и игру.
Помните, как вы в детстве ждали Новый год?
Эта нереальная атмосфера волшебства, аромат мандаринов, золотой глиттер на елке. И вот он, звездный момент: часы показывают полночь, все взрослые кланяются, а вы смотрите на всех как на дураков и говорите: «А где мой подарок?».
И тут начинается объяснение, что подарки раздают Дед Мороз и Снегурочка, а не родители.
Дети они такие странные, все знают и все умеют, но одновременно абсолютно беспомощные и зависимые. Как у меня на даче был случай, когда моей пятилетней племяннице взбрело в голову, что она уже умеет варить борщ. И тут началось самое интересное: она весь день суетилась на кухне, шумела, тырила продукты из холодильника, и в итоге настояла на том, что это «ей нужно, чтобы я не стала голодной». И вот я сижу, вкалываю над уроками, а моя маленькая шеф-повар разливает борщ и с серьезным видом говорит: «Только теперь подавать!»
Очень важно научить детей понимать время и уважать планы, как свои, так и других людей.
Помочь им осознать, что время — это нечто, что можно тянуть как резинку или играть в прятки. Поэтому, помимо череды бесконечных игровых сессий и прогулок, нам, взрослым, важно научить их быть ответственными, познавать понятия времени и планирования событий. Какой-никакой, а рутине не избежать, и важно научить ребенка рационально использовать свое время, понимать расписание дня и уважать планы.
И вот в этом нам помогут все вышеперечисленные методы: режим дня, дневник-календарь, календарь на неделю и на год. Честно говоря, идея с календарем на год меня впечатлила больше всего, потому что это как резервная копия, только для времени.
Теперь у вас всегда под рукой будет «бэкап» вашего расписания на случай, если вы забудете, куда и когда должны идти.
Можно ведь сделать календарь на год не только для своих планов, но и для значимых событий в жизни ребенка. День рождения, театральные постановки, поездки и прочие важные для него моменты. И вот, к примеру, он решит, что хочет в эту субботу в зоопарк — и cлава богу, вы уже все запланировали и даже делов поспешали.
Так что, взрослые, терпение, наука, календари и рутину в руки!
Ведь как умно сказал один мудрец: «Если ты не учишь ребенка понимать время, время научит его понимать тебя».