Текст «Как проводятся занятия на тему «Осень»» звучит как настоящий курс обучения для маленьких детей. Сначала они узнают о природе и животном мире осени, потом отправляются в экскурсии и наблюдения, а в конце делают творческие поделки из природных материалов.
Это все звучит очень познавательно и интересно, но вся эта суета вокруг осеннего проекта в монтессори-группах, конечно, вызывает вопросы и шутки.
Для начала, как думаете, что скажут дети, когда им предложат заниматься учением уроков тишины, смотря на свечку и молча складывая листья жёлуди и шишки? Помните, что детишки еще те маленькие неугомонные создания, которые, кажется, родились для того, чтобы разбирать прежде всего те вещи, о которых необходимо молчать.
И как же проходят информативные круги в подготовительных классах? Воображаем тихий звук листья, вдруг на заднем плане раздается крик маленького Мишки, который, возможно, вновь свернул ногу на песочнице.
А ведь эти круги, вероятно, только подготовят детей к зимним холодам, обучив им не только сухоцветам, но и вдоволь послать друг друга в будущем зимой, когда это станет существенно более важно.
Наблюдение за птицами осенью, кстати, может быть интересным уроком. Но что если за птицами таким образом будут наблюдать сами дети?
Они вполне могли бы, например, решить, что таким же образом можно наблюдать за самолетами, что и не раз обсуждалось бы на информативных кругах. В конце концов, надо действительно следить за птицами и самолетами, чтобы не получить неожиданного сюрприза.
А как думаете, что происходит с природными материалами после уроков?
Может быть, они превращаются в секретные собрания мелких гномов, которые в ночное время строят из них крепости или же решают древние загадки мироздания с использованием только желудей, сухих веток и каштанов?
И конечно, как вы считаете, что скажет взрослый, который захочет принять участие в таких классах? Сначала он столкнется с напутствиями о тиши и контроле себя, а потом поймет, что инструкции оставить надо в стороне, чтобы хоть что-то узнать в таком образовательном проекте.
Но в конце концов, это все часть детского развития и обучения, и кто знает, может быть, через внимание к осенней природе и тиши, дети станут не только мудрее и лучше понимать окружающий мир, но и смекнут, что самое важное в осени — это не только тишина и природа, но и листья, жёлуди, шишки и природные коробочки с сокровищами.
Ведь в них то и реальные волшебства прячутся! Вот это уже особое и весьма существенное обучение.