Методика Монтессори вызывает у меня немного двоякие чувства. С одной стороны, принцип самостоятельности и независимости, который лежит в её основе, — важное качество.
С другой стороны, иногда кажется, что это как будто дети сами себя учат, а взрослые пусть только наблюдают издалека.
Ведь в Монтессори-школах дети учатся работать с материалами, (которые, правда, специально разработаны для обучения), в то время как педагог должен лишь следить за процессом. Ну и какой педагог не мечтает о таком идеальном варианте? Дети учатся сами, а воспитатель как натуральный инспектор ГАИ наблюдает за порядком и тишиной.
Вспоминается анекдот:
— Почему ты снова не выучил уроки, Вася?
— Ну я тут по Монтессори принципу попробовал: материал сам себя выучил, я просто находился в присутствии.
Шутки шутками, но важно, чтобы обучение в таких школах не стало излишне автономным и не лишило детей возможности общаться, учиться слушать друг друга и уважать мнение взрослых.
Что касается подразделения классов по возрасту в Монтессори, то, конечно, это имеет смысл. Ведь взаимодействие детей одного возраста способствует лучшему пониманию и соприкосновению. Хотя, думаю, некоторым детям пришлось бы по больше времени уделять материалам и в классе с младшими, и в старшем — учить здесь и там.
Постоянное возвращение к темам, изученным ранее, может, конечно, способствовать более глубокому усвоению, но, с другой стороны, может вести к чрезмерной рутинности и отсутствию интереса к новым предметам и заданиям.
Изучая переданный текст, порой хочется попросить педагогов Монтессори: а вам не хочется иногда иметь возможность применить стандартные методики обучения? Ведь сами по себе карточки и коллекции минералов могут утомить, не правда ли?
Про зоны начальной школы Монтессори можно вспомнить такой анекдот:
— Дети, что такое география?
— Это когда глобус в руке превращается в мяч для бросков!
Шутки шутками, но, конечно же, изучение географии в школе Монтессори звучит увлекательно и уникально. Главное, чтобы обучение через такие нестандартные методы не привело к потере интереса к традиционным видам обучения и умениям.
Интересно, как бы выглядела зона математики в школе Монтессори, если бы математика была чем-то живым и умела бы вести диалог?
Может быть, формулы стали бы самообразующимися предметами, а числа — персонажами с собственными характерами и жизненными целями.
Выводы о методике Монтессори сделать для меня сложно — она и в самом деле содержит много интересных идей и подходов, способствующих развитию детей. Но, как говорится, все хорошо в меру.
И умение находить золотую середину между стандартными методиками и инновациями, между традиционным обучением и Монтессори — важное качество для всех педагогов.