Монтессори

Зачем ребёнку упражнения практической жизниМонтессори-педагогика — это не просто метод обучения, это своего рода философия воспитания, которая пропагандирует развитие личности ребенка через самостоятельное изучение окружающего мира. Однако, как и в любой области, здесь тоже есть свои заблуждения и стереотипы, которые стоит развеять с помощью юмора.

Существует мнение, что быстрее всего дети учатся цифрам и буквам, и поэтому чаще всего в центре внимания родителей и педагогов находятся материалы из зоны языка и математики.

Но ведь все мы начинали с чего-то более простого, правда? Например, как всегда говорил мой дедушка, умение правильно пользоваться средствами гигиены — это основа всего начала. И вот представьте, дети, вместо того чтобы изучать азбуку, пытаются пересчитать количество зубов в зубной щетке или сравнить различные виды шампуней. «Да, я уже знаю, что у Германа в классе учат считать до ста, но я сегодня помыл 15 чашек после чаепития, вот это экстрим!».

Когда я в последний раз был в магазине, меня встретил шок — упаковка пельменей теперь без инструкции по приготовлению!

Вот думаю, если бы Монтессори-педагоги занялись этим вопросом, то дети бы уже давно вышли в люди и стали любимыми поваратами у родственников. «Тимофей, вам задание на сегодня: разложите продукты из магазина на категории — молочные продукты, мясо, фрукты. Сначала молоко в холодильник, потом можно и к колбаске приступать».

Но, конечно же, упражнения практической жизни в Монтессори-методе — это не просто умение пользоваться бытовыми предметами, это целый комплекс упражнений, направленных на развитие личности ребенка.

А вот история из жизни: мой сын попросил меня купить ему новую книгу по математике, а когда я предложил ему самому приготовить себе завтрак, он с интересом обнаружил, что линейка и посуда вполне себе входят в его область интересов. Кто знает, возможно, через несколько месяцев он уже будет делить на калькуляторе дозы ингредиентов для пиццы по центру тяжести!

Ну и конечно, у Монтессори есть свои секреты, как научить ребенка соблюдать порядок, развивать концентрацию и формировать волю. Мне кажется, очередные академические исследования в области воспитания детей недооценили бытовые навыки.

Вон, моя племянница так увлеклась умением складывать спичечные коробки в определенном порядке, что уже работает над управлением дружественной межплеменной экономикой.

В заключении хочу сказать, что, конечно, смешно немного преувеличивать значение упражнений практической жизни в Монтессори-методе, но именно они действительно являются основой для развития ребенка. Ведь, как говорила Мария Монтессори, дети строят личность не через игру, а через работу в реальном мире. И вполне возможно, что через несколько лет на уроках Монтессори дети будут разбирать задания из математики на примере пропорции масла к муке для выпечки пирога.