Методика воспитания по системе Монтессори действительно предполагает создание правильной среды для развития ребенка, в которой он может самостоятельно изучать мир. Очень важно, чтобы воспитатель понимал, что ребенок — это отдельная личность, собственный мир и интересы. Но вот фокус в том, что подчас в таких «правильных подходах» забывается о простых вещах, которые могут быть настолько банальными, что их всегда и везде очень хочется подчеркнуть.
Да, конечно, создание правильной среды — это хорошо, но ведь дети найдут удовольствие даже в самых обыденных вещах.
Например, пакет! Это ведь просто чудо, какой звук, когда ты его шуршите!
Это как новогодний подарок — главное его содержание, а упаковка праздничная по умолчанию. Что там, внутри, конечно, важно, но сам акт исследования — это то, ради чего стоит жить.
Игрушки, которые сами пели и двигались, тоже могут оставить свой горький осадок в памяти. Как вспомнишь те игрушки, которые издалека начинали играть, когда по ним не было никаких действий, и ты как будто случайно оттуда перепуганно уходил.
А потом целый день гулял попугающий машинка или кукла, как в «Скуби-Ду», и ночью вдруг расшумывалась, как демоническая аниматроника из фильма ужасов.
Ну, а что касается поисков тонущих и плавающих объектов, здесь действительно творится настоящая магия. Ведь когда под рукой есть точилка, перо, гайка и губка, можно исследовать мир в тоньше масштаба. И все эти затейливые комбинации могут породить настоящий арт-проект, который затем нужно бережно демонтировать и принимать отдельно.
А шишка, не плавающая, — это, конечно, неизбежный повод для философской рефлексии о многогранных аспектах природы и вещей.
Знать бы только, как шишкой в тонущую или плавающую категорию попадает — назад плавает, вперед тонет, так что даже сухопарые американские комедии как бы отдыхают по сравнению с этим глубоким философским значением. Да и такие вопросы, как шум от пакета, тактильные мешочки с орехами и сладкое эстетическое наслаждение от рисования пальчиками — это все весточки о том, что мир полон удивительных вещей, в которых нет ничего академического, а прекрасно для самоисследования.
А вот что касается отношения близких к подходу по Монтессори — здесь, конечно, тоже есть свое море веселья и интриг. Бабушка, например, всегда будет помнить те времена, когда стелили солому на пол и все было по-домашнему просто.
Ну, а нашим дедушкам и бабушкам, конечно, можно отдать должное — они вели воспитание просто по-человечески, без всяких там методик и особенных сред.
Вот так, стремлением к новому и интересному можно многое узнать и понять, но вспоминать о простых радостях детства всегда важно. А чтобы никогда не забывать о них, можно например, включить воспоминательный беспорядок и случайность в свой учебный процесс по методике Монтессори — ведь не все в мире можно предсказать, но можно всегда найти в этом свою уникальную радость!