Как правильно хвалить ребёнка: советы и рекомендации родителям

Как правильно хвалить и поощрять детейПохвала детей — это важный аспект воспитания, но не всегда она влияет на них положительным образом. Как правило, родители и взрослые по общему правилу хвалят детей с целью поощрения и мотивации для дальнейшего обучения и развития. Но часто в ход идут штампованные фразы типа «молодец» или «умница», которые могут оказать отрицательное воздействие на самооценку детей.

Давайте разберем это на примере.

Например, мама смотрит, как ее сын пытается уложить разноцветные кубики в коробку. Сын тщательно изучает каждый кубик, пытается их уложить, но никак не может найти нужное отверстие для одного из кубиков. Мама, желая похвалить сына за его старания, говорит: «Молодец, ты очень умный!». Но в глазах сына читается разочарование, потому что он понимает, что не смог успешно выполнить задачу.

Ему кажется, что он не умеет, не справляется, и пусть мама говорит «молодец», он сам видит, что не справился. В итоге, у сына формируется негативное представление о себе.

Теперь давайте представим другой вариант. Та же сцена, мама видит, что сын старается с укладкой кубиков.

Она, хотя и гордится своим малышом, решает подойти к нему и сказать: «Ты усердно трудишься, пробуешь разные способы, и у тебя получается! Давай еще раз вместе посмотрим, может быть найдем другой угол для вкладывания этого кубика?». В этом случае, сын видит, что его усилия отмечены, и даже если задача не выполнится сразу, он останется уверенным, что старался и ему можно попробовать еще.

В данной ситуации, ребенку дается возможность самостоятельно добиться результата, а не полагаться на одобрение взрослых. Важно научить детей стремиться к выполнению задач ради собственного удовлетворения, а не для того, чтобы услышать похвалу.

А теперь вспомним анекдот на тему похвалы детей:
— Скажите, ребенок, почему ты не поехал сегодня в школу? — Старший учитель гневно обращается к первокласснику.

— Попросите у мамы записку о причинах отсутствия! — Так я и сделал, сэр, — тихо отзывается мальчик и добавляет: — Две записки мама сделала. В первой она пишет: «Мой сынок не едет в школу, потому что он больше всех умеет!

И вам этого не понять!». А вот во второй записке мама написала: «Мой сынок не едет в школу, потому что, если учителя ему что-то сказали потом хвалу, то он от такого восторга получает весьма неуемное раздражение очень большим давлением и у него резкое отвечали или чему-нибудь разбивает. К этому дьявольцу остаться там для всех опасно».

По вышесказанному, можно понять, что в похвале детей важно уметь использовать конструктивные методы поддержки, которые способствуют развитию и саморазвитию ребенка, а не привязывают его к одобрению окружающих.