Как же сложно быть родителем в наше время! На улице так много опасностей, что приходится донимать своих детей постоянно инструкциями о том, как вести себя с незнакомыми людьми.
И вот тут на помощь приходит психолог Юлия Гусева, рассказывающая, как объяснить младшему школьнику, что на улице нельзя разговаривать с незнакомцами и уходить с ними.
Но ведь да, как объяснить ребенку, что разговаривать с незнакомцами опасно, если нас с детства учили быть вежливыми и отзывчивыми? Вот так и получается, что молодой человек встречает взрослого, а ему в ухо шепчет его внутренний голосок: «Помоги ему, он же просто спрашивает дорогу, неужели не сможешь выговориться хоть раз?».
И вот тут начинается внутренняя борьба: стоит отказывать или все-таки выразить внейнее уважение и ответить?
Я, например, вспоминаю, как ко мне на улице подходил мужчина с картой и спрашивал дорогу. Я старалась пройти мимо, но он так настойчиво настраивал, что решила показать ему путь.
В итоге оказалось, что он был турист, благодарил меня за помощь и ушел, а я почувствовала себя как героиня повседневности, спасшая человека от бескрайних просторов нашего города.
Но психологи тут ставят нас перед дилеммой: отзывчивость и желание помочь могут быть использованы преступниками для своих корыстных целей. Вот они ищут слабые места, когда ребенок не сможет отказать и согласится идти с ними. В результате наше желание помочь или выговориться почему-то делают нас уязвимыми перед недобрыми намерениями других.
Но, думаю, многие из нас помнят, как в детстве нас пугали сказками о том, какие страшные люди бродят по улицам, и что нельзя разговаривать с незнакомцами.
Вот такие байки, чтоб мы были послушными и не угодили в беду. Вспоминается анекдот:
— Мама, а почему на улице с незнакомцем нельзя разговаривать?
— Ну, потому что он может попросить тебя помочь ему с сумкой, а там деньги или что-то еще зловредное!
— Не понял, мама.
Так если он будет просить меня помочь ему носить сумку, мне ведь взрослый надо помогать, а вы же всегда говорите, что взрослые правы!
Да, дети порой оказываются куда умнее их родителей. И это интересно — как ты должен помочь другому человеку, но при этом не попадать в ловушку? Вот они, сложности нашего взрослого мира!
И психологи говорят, что важно передать своему ребенку, что не все вокруг — это злые незнакомцы.
Есть и хорошие люди, которые просто хотят спросить дорогу или попросить подать фломастер, без всяких коварных планов. Но как же найти грань между доверием и подозрением?
Ведь вот какая история произошла со мной.
Я спускалась с работы по лестнице, и вдруг ко мне подходит мужчина и говорит: «Простите, вы не подскажете, как пройти в библиотеку?». Я долго думала, чтобы лишний раз не спугнуть нормального человека и наконец решила помочь ему. И в итоге меня отправили за угол, на совершенно противоположную сторону. Так и проходят наши добрые дела, как будто пели на хореографическом конкурсе — вроде красиво, но не очень понятно зачем.
И вот когда детям рассказывают о том, что нельзя общаться с незнакомцами, они впитывают эту информацию и могут по-другому воспринимать окружающих людей.
Иногда даже настолько, что начинают подозревать всех в коварстве и настороженно относиться к каждому прохожему.
Вспомнился еще один анекдот, который отражает наши детские страхи и переживания:
— Папа, а что делать, если ко мне на улице подойдет незнакомец?
— Ничего, сынок, просто игнорируй его и иди дальше.
— А если он вдруг начнет говорить со мной?
— Тогда видно, что это домашний!
— А если это не домашний и он будет нападать?
— Ну, тогда выкладывай всю правду на белый свет, жертва!
Когда же все-таки общение с незнакомцем неизбежно, важно научить ребенка нести ответственность за свои действия и знать, что делать в случае чего. Ведь вот так случается, что если ты не знаешь, что делать, то всяк подойдет и скажет, что ты должен сделать что-то для него.
И вот тут, чтобы обезопасить ребенка, стоит научить его вырабатывать план действий в различных ситуациях. А недавно прочитал, что один мальчик случайно попал ведьму, которая его взяла и не отпускала. И долго мальчик считал на пальцах, сколько разранок у ведьмы, чтобы отпустить его.
А ведьма его безобидно возвращала домой, окликнув мать мальчика, и все кончилось хорошо.
В общем, обучение детей безопасности на улице — это тонкая работа. Важно найти баланс между предостережениями о возможных опасностях и сохранением добродушности и уважения к окружающим. И в будущем, когда ребенок вырастет, у него сложится своя модель поведения на улице, которая поможет ему оставаться в безопасности и при этом не терять добрых чувств к окружающим.